ИГРЫ

Десятилетие – 2018. Grand Theft Auto 4

В честь 10-летия перепрошел Grand Theft Auto 4 и накатил две страницы ностальгического текста про самую эпохальную мультиплатформенную игру прошлого поколения, не нуждающуюся в особом представлении

«Зачем жрать капусту, когда есть картошка?»

Игра-легенда, игра-событие, игра-эпоха. В принципе, на этом можно было бы и заканчивать этот топ. Более важной, более эпохальной игры 2008 года невозможно придумать. Проект огромного масштаба был идеален практически во всем: огромный город, который уже просто под копирку переносил в виртуальный мир Нью-Йорк, музыкальная радио-подборка была невероятной. Физика поведения машин и модель повреждений делали каждую поездку своеобразным приключением. Но главным открытием стал сюжет и история. До Grand Theft Auto 4 игры этой серии никогда не были эталоном хорошего сюжета. Но к четвертой номерной части изменилось все. Rockstar проделала огромнейшую работу над историей и наполнила свой проект смыслом, персонажами с адекватной мотивацией и собственным наваристым бэкграундом. Выпустив GTA 4 в 2008, компания опередила свое время лет на пять.

И тот факт, что буквально на днях ей исполнится 10 лет вызывает дикий страх и ощущение тоски. До сих пор помню, как будучи школьником, я устраивался на летние подработки, чтобы заработать денег и купить xbox 360. И все ради того, чтобы увидеть своими глазами GTA 4. Поиграть своими руками. Прикоснуться к прекрасному. Махая лопатой по 12 часов во время зерноуборочной кампании, я предвкушал день, когда смогу впервые запустить игру. Да, в итоге с покупкой мне все равно помогли родители (шутка ли — купить за 16 тысяч xbox 360 elite с 120Гб на борту, хоть и прошитый), да и к официальному релизу я не успел (купить удалось только в июле). Но несмотря на это, я был первым в своем населенном пункте (а это все лишь небольшой хуторок в Волгоградской области), кто увидел сие чудо. Как некоторые шутили надо мной фразой: купил Grand Theft Auto 4 за 16 тысяч.

Десятилетие – 2018. Grand Theft Auto 4

Посчитайте — сколько у нее пальцев?

С тех пор минуло 10 лет. Тот xbox 360 сгорел (здравствуйте, три красных огня смерти), я закончил школу и работаю официально, а в качестве домашней консоли — PlayStation 4. И вот в предверии 10-летия игры смотрю на экран установки и жду момента снова её запустить. И вот Grand Theft Auto 4 вновь встречает меня знакомыми лицами в виде карикатурно рисованных портретов персонажей игры. Загрузка. Запуск. Открывающая заставка. И — о, Господи — несущийся на машине двоюродный брат главного героя, у которого по радио играет Глюкоза. Что 10 лет назад, что сейчас — моему удивлению нет предела. Каждый раз, запуская английскую версию игры, меня невероятно радовал русский саундтрек на радиостанции Владивосток FM, главным ДиДжейем которого была украинская певица Руслана. Примечательный факт — по прошествии 10 лет Rockstar начала изымать музыку из игры из-за закончившегося лицензионного соглашения, и радиостанция Владивосток FM пострадала больше всего, остались только тематические саундтреки Сереги.

Десятилетие – 2018. Grand Theft Auto 4

Взрывы стали куда более реалистичными и красночными, по сравнению с предыдущими выпусками

Первое, что железно врезалось в память — это то, как 10 лет назад, впервые запустив игру, я не мог справиться с управлением автомобилем. Усугубляло это еще и то, что я впервые держал геймпад от xbox 360. Страданиям не было предела, пожалуй, около месяца. Каждый столб, каждая кочка, каждый поворот — собиралось вообще все. Мусорные баки и люди на тротуарах сносились как гегли в боулинге. И все это оставляло отметины на машине в местах контакта. БОЖЕ, МАШИНА МНЕТСЯ ТАМ, ГДЕ Я ЕЕ УДАРИЛ! С такими криками я провел недели две под музыку радиостанции Владивосток FM.

И только потом я заметил, что здесь есть еще миллион интересных и аккуратно разбросанных по миру вещей — боулинг, стриптиз-бар (ну и им мало кого удивишь), вертолетные туры, поездки на такси, мобильный телефон главного героя, телевидение и интернет. И это по меньшей мере было странно, что в реальной жизни я давно уже бросил такое занятие как просмотр тв-передач, но зато с удовольствием смотрел их в игре. И все это было практически бесшовным и не требовало дозагрузок уровней. В помещение боулинг центра я заезжал на машине и пробовал кататься там по дорожкам, домой въезжал на мотоцикле и по лестнице поднимался до квартиры. Напивался в Романом (тем самым двоюродным братом) и потом, будучи пьяным угонял автомобиль и, снося все подряд, уходил от погонь или, того хуже — убегал дворами, падая на каждом бордюре и цепляя все мусорные баки. Восторг щенячий. Особое удовольствие доставляло вызывать такси и, выбрав режим обычной поездки по городу до точки, смотреть на ночной Либерти-сити под «Зеленоглазое такси». В 2008 году все это просто верхом геймерского блаженства.

Десятилетие – 2018. Grand Theft Auto 4

Прогулки по Либерти-Сити как отдельный вид искусства

А знаете, что изменилось в 2018 году? Ничего. Ровным счетом ничего. Да, уже вышла Grand Theft Auto 5, которая на голову превосходит во многих аспектах предыдущую часть, но в ней нет главного — той эмигрантской атмосферы, в которую так аккуратно погружал сюжет игры. Все прекрасно понимали, что игра скорее про русских, а главного героя сделали сербом, чтобы никого не обидеть предыдущим фактом. Потому как где вы видели эмигранта — серба, который зачем-то приехал к двоюродному брату в русский район Брайтон? И каждый аспект игры очень четко подчеркивает тему эмигрантов, отношения различных слоев населения и их отношения друг к другу.

Абсолютно каждый персонаж, появившийся в игре, имеет свою историю и свой взгляд на те или иные события в игре. И все они настолько разноплановые и многогранные, что перепутать их просто невозможно. Вот вам двоюродный брат Роман — лжец, каких еще поискать, его босс Влад, который насколько строит себя большой шишкой, настолько же и никчёмен, растаман Джейкоб, который постоянно курит. Михаил Фаустин — русский мафиозный босс, который неспешно слетает с катушек и его друг Дмитрий Раскалов, который заказывает убить Михаила из-за его проблем с головой, а потом изящно подставляет главного героя. И таких персонажей еще с добрый десяток.

Десятилетие – 2018. Grand Theft Auto 4

Примерно так встречали Grand Theft Auto 4 в мире — во всю стену, так сказать

И спустя 10 лет я не утруждал себя попытками вспомнить — кто из них кто, что надо делать или куда ехать. Все интуитивно понятно и приятно. Единственной головной болью стал запуск игры на ПК и проблемами с драйверам, оптимизацией и всем сопутствующим ворохом бед. В остальном же — это лучшее ностальгическое погружение на 10 лет назад, во времена, когда я бежал домой со школы, делал уроки и домашние дела, чтобы как можно дольше поиграть в GTA. Забавно и то, что последний месяц, перепроходя игру, я делал практически то же самое — быстрее возвращался в работы, доделывал все, что нужно и просто отправлялся в Либерти-Сити неспешно кататься по ночному виртуальному городу под Зеленоглазое такси и Басту, Сплин и Глюкозу.

И как человеку, пережившему 4 переезда, история эмигранта Нико Беллика, приехавшего в Америку начинать новую жизнь очень близка к сердцу, пусть и не в столь крупном масштабе. И как и его, меня иногда мучает ощущение чужеродности и враждебности всего вокруг. И так же, как и Нико (отдельный вброс: мое имя — Николай) хочется верить в лучшее и делать все для этого: воплощать свою мечту, так же как Нико воплощает свою американскую. И спустя еще 10 лет, на 20-летие Grand Theft Auto 4 написать, что все получилось. Как это (отчасти) получилось у Нико.

СМОТРИ ТАКЖЕ

Дата публикации -


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *